diafilm01

Вот и настали времена, когда бытовым видео-проектором или плазменной панелью с диагональю полтора метра уже никого не удивишь. Технологии идут вперед, и уже не за горами полноценное трехмерное телевидение. Тем интереснее вспомнить, какими устройствами разбавлялись серые будни лет эдак 30-40 назад. Да не просто вспомнить, а попробовать скрестить их возможности с возможностями современных цифровых технологий.

Итак, имеется раритетное устройство — проектор диафильмов «Экран» 1977 года выпуска. Проектор полностью рабочий, если бы не одно но: диафильмы на фотопленке за давностью лет настолько потеряли цвет/контрастность и поблекли, что разглядеть что-нибудь на спроецированной картинке очень сложно. Что же делать? Читатели уже знают ответ — нужно сделать диафильм самому!

В общем, я придумал, и что самое интересное, проверил, поистине «народный» способ изготовления диафильмов. (Понимаю, понимаю, это мало кому нужно… черт, да это вообще никому не нужно! Но коль я здесь, так уж и быть, продолжу…) Он предельно простой, требует наличия всего лишь бытового компьютера и принтера, материалы есть в продаже в любом городе.

То есть, мы не будем заморачиваться с нанесением диафильма на фотопленку, проявку и фиксацию химическими реагентами. Мы диафильм напечатаем! На обычном лазерном принтере. На обычной прозрачной плёнке Lomond, которая продаться в компьютерных магазинах. Современные разрешения черно-белых лазерных принтеров составляют 1200 dpi, что вполне достаточно чтобы получить 1050×800 точек на стандартном кадре диафильма. Да, диафильм получится черно-белым, но разве это недостаток, если процесс создания — это чистое творчество, близкое к киноискусству и мультипликации? Да-да, мы не будем печатать уже готовые сканы советских диафильмов — мы будем делать свой диафильм абсолютно «с нуля».

Лирическое отступление. Когда я был маленький, я очень любил диафильмы. Процесс просмотра мне всегда напоминал некоторое таинство. Вначале заправляется пленка в проектор, обязательно «вверх ногами». Выключается свет, выравнивается положение картинки на стене, настраивается резкость. Появляется первый кадр, и начинается просмотр. Люди сидят тихо в темноте, только светятся прорези на проекторе и экран. Каждый кадр диафильма выезжает под тихий скрип валика, крутящегося под пальцами оператора. Кто-то вслух читает подписи к кадрам, и когда все рассмотрели, начинается прокрутка к следующему кадру. Пока идет прокрутка, многие находятся в ожидании — что же будет дальше? Процесс неспешный, но очень увлекательный.

Итак, начнём воплощать нашу идею в жизнь. Нам понадобится компьютер, программа векторного рисования, лазерный принтер с разрешением 1200dpi и прозрачная пленка для лазерных принтеров.

Вначале рисуем в векторах диафильм. Для этого нужно знать стандартные размеры кадра (я их замерил на обычном диафильме):
На листе A4 по вертикали помещается 14 кадров. Если диафильм длинее, на том же листе можно сразу печатать несколько столбцов, затем склеивать ацетоном. При рисовании главное сильно не мельчить, и помнить, что конечная картинка будет размером около 1050×800 точек. После рисования нужно отпечатать диафильм на листе белой бумаги, проверить получившиеся размеры, рассмотреть под лупой качество картинки, в общем, подобрать оптимальный режим печати. Когда всё устраивает, финально напечатать на листе прозрачной пленки.

Затем ножницами или острым резаком вырезается напечатанная лента, при необходимости склеивается, и вставляется в проектор. Все! Можно начинать просмотр.

В качестве проверки своей идеи я нарисовал короткий 12-ти кадровый диафильм, напечатал его, и вставил в диапроектор. И был приятно удивлен — пикселизации на увеличенном диапроектором изображении практически невидно, а сама черно-белая картинка похожа на кадры из старинного немого кино. Я почувствовал себя почти Чарли Чаплиным, который, как известно, был не только великим режиссером, но и много экспериментировал с технологией киносъемки.

diafilm02

Краска на плёнке держится крепко, после нескольких просмотров деградации и осыпания картинки не произошло. Плёнка не плавится от лампы внутри диапроектора, так как рассчитана на контакт с разогретым барабаном лазерного принтера.

В общем, эксперимент получился. Но самой большой удачей я считаю то, что мой ребенок прекрасно воспринял черно-белый диафильм, а после просмотра несколько раз показывал, как кот прыгнул за мышкой, и как та убегала.

Немного о диафильме

Диафильм называется «Мышка и сыр». Сюжет построен по канонам дуализма, и пропитан размышлениями о характерах героев. С одной стороны, мышка поступает нехорошо, возжелав чужой сыр. С другой стороны — она храбрая и сметливая особа, сумевшая использовать зло себе во благо. Образ зла в виде кота, служащего невидимому хозяину, не оставит равнодушным ни одного эстетствующего критика.

… Я раздумывал, стоит ли размещать здесь превью диафильма. Вспомнив, что народ лихо размещает комиксы xkcd, решил — а чем десяток кадров диафильма хуже? Снижаем скорость чтения, и неторопливо перематываем, разглядывая совершенство линий в каждом кадре:

diafilm03