Идея объехать Россию появилась у меня очень давно, году в 96-м, когда я учился в железнодорожном техникуме. Нам раз в год выдавали бесплатные билеты в любой город страны, и у меня возникла мысль - а почему бы не прокатиться до Владивостока на поезде? Тогда в эту авантюру никто не пустился, но желание осталось. А первое мое путешествие - от Петербурга до Москвы на электричках с пятью пересадками. Смешно, но с этого все и началось. Потом сел на велосипед и проехал вокруг Ладожского озера, 800 км за неделю. Потом из Петербурга во Владивосюк на мотоцикле. Это не считая небольших плановых выездов на мотофестивали.

Вас не пугал такой долгий путь - от Питера до Владивостока?

Нас в каждом городе мотоциклисты встречали. Помогали в ремонте, устраивали экскурсии - этот дух мотобратства очень помогал.

Словом, по итогам поездки хотелось написать книгу, чтобы люди, прочитав ее, захотели посмотреть Россию, И, конечно, рассказать о проблемах страны. Чем больше люди будут ездить и говорить о проблемах, тем быстрее они будут решаться.

- Но ведь такие самостоятельные путешествия очень опасны.

- Мне кажется, что сам путь - это закалка, проверка себя. Я преклоняюсь перед людьми, которые объехали весь мир, в одиночку совершили кругосветку. Знаете, мотобратство включает не всех мотоциклистов. Среди них есть обычные тусовщики, для которых важнее внешний эффект, тусовки на Стрелке Васильевского острова. А «каста» мототуристов - это другие люди. Путешествующий человек более закален, в дороге люди попадают в сложные и опасные ситуации, раскрываются.

- А с чем опасности связаны?

- Разные нюансы... В Забайкальском крае, например, до сих лор нападают на людей. Нижегородского байкера убили, японца-тури-ста в палатке закололи кожами из-за какой-то мелочи - телефона, фотоаппарата... Забайкальский край, город Могоча.

Кстати, многие серьезные транспортные компании ограничиваются перевозками внутри региона, но при этом помогают друг другу найти машины в случае необходимости.

Расскажите, как вы ездили на Кавказ в прошлом году.

Маршрут наш пролегал через Кабардино-Балкарию, Северную Осетию. Ингушетию, Чечню... Кстати, у меня полностью изменилось отношение к Чечне. Я раньше думал, что это безумно опасный регион - террористы, бородатые головорезы. Оказалось, все не так. В Ингушетии и Дагестане - там действительно неспокойно. А Грозный-сити - это почти Лас-Вегас, который отстроили за такой короткий период после войны. Фонтаны, высотки...

Но главное - не ожидал увидеть таких цивилизованных людей.

Какой там уровень жизни в целом?

Дороги очень хорошие. Асфальт идеальный, культура вождения, все друг друга уважают. В Грозном почти нет бытовой преступности. Люди там мало выпивают, алкогольных магазинов почти нет. Детей к спорту приучают... Вообще, защищают такое большое будущее.

А в Дагестане народ диковат. Мы проезжали Дербент, Махачкалу, Хасавюрт. Люди в масках, в камуфляже, с автоматами - обстановка, скажем так, неспокойная. Могут и напасть, и мотоцикл отобрать. В Дагестане больше 50 коренных народов, и они конфликтуют. Нет никакого порядка. Хотя дороги неплохие, ехать можно... Но вообще я бы не советовал отправляться туда просто туристом - если вас некому встретить, конечно. Азербайджан очень впечатлил. Чувствуется, что это нефтеносная страна: идеальные дороги, Баку - очень пафосный город... Азербайджанцы вообще любят все самое большое, они планируют перегнать Эмираты в строительстве самой большой высотки мира.

Еще они очень радушные. Я там на площади спросил, где байкеры тусуются, и незнакомые парни нас разместили в гостинице, поставили мотоциклы и полночи катали по Баку, рассказывая о своем городе.

Кавказское гостеприимство.

Да, мы, северные люди, так не умеем. Интересная встреча была в Армении. До границы оставалось километров 30, мы в очередной раз остановились делать фоторепортаж. Останавливается внедорожник:

- Ребята, вы откуда?
- Я из Питера, друг из Москвы. Едем в Грузию.
- Поехали, покажу вам короткую дорогу.

Километров через 15 останавливаемся у ресторана. Выходит хозяин внедорожника: «Здравствуйте, я Отари, у вас дорога длинная, вам надо подкрепиться - стол накрыт». Это был ресторан его друзей. Мы разговаривали часа полтора, он нам рассказывал об Армении... Незнакомый человек нас так встретил! До сих пор мы с ним общаемся, переписываемся.

А вот какой момент был на армянской границе. Таможенник спросил, куда едем, я начал рассказывать, что хотим на Арарат посмотреть. Он улыбался, советовал, что посетить, но когда увидел в наших паспортах штамп Азербайджана, то сразу вернул документы и сказал «до свидания». Даже с обидой какой-то, мол. как это так, гостили у врагов. Конфликт между Азербайджаном и Арменией отражается даже на туристах.

- А как полиция на вас реагирует?

- В общем-то, нельзя сказать, что пристают... Ну вот в Ереване мы ехали колонной, и нас прижало пять полицейских машин. Разогнали нашу колонну, поругали - у них так не принято ездить ночью.

В Грузии полицейские участки открытые, полностью прозрачные, чтобы все видели, как работают полицейские. Это Саакашвили спасибо - он навел порядок в этом ведомстве. Снял всех полицейских и всю их «верхушку» и пригласил людей, которые никогда к полиции отношения не имели. Взяток там не берут, люди работают за хорошую зарплату, и их задача -не наказать тебя, а помочь. Если ты сломался на дороге, он тебе и сват, и брат, и колесо поменяет, и накормит, если надо. Примерно как наши МЧС-ники: одновременно могут и оштрафовать, и визитку дать, мол, если вы в Финском заливе потеряетесь - наберите нас, будем спасать.

- Дороги там тоже хорошие, судя по фото.

- Да. неплохие. Я был примерно в 50 странах. Объездил всю Европу. То, что я увидел в Батуми, ничуть не уступает, скажем, Италии или Испании. Представьте, велодорожка - 25 км вдоль берега, всюду зелень, каждая пальма в подсветке, информационные табло, как в Берлине, еда вкусная, безопасно. Машину можно даже не закрывать, их там не воруют.

Правда, в Грузии у меня была неприятная история: меня сбила машина. В последний день путешествия! В реанимации лежал три дня, три недели а больнице, еще неделю ходил по Тбилиси в корсете... Еле живой остался.

Друга я отпустил через два дня после аварии, но мне помогал его местный товарищ, Гоча, и благодаря этому человеку я поправился.

Увозили меня чеченские друзья: разложили мне сиденье, и я в корсете рассматривал военную грузинскую дорогу. Нельзя же было уехать, не достигнув цели! Я бы сам себе не простил.

Что бы вы посоветовали человеку, который хочет путешествовать. как вы. но не знает, с чего начать?

Для начала - отпустить какие-то запреты и убрать рамки в голове. Первое, что нужно для поездки. - желание, второе - время, третье -деньги. Три составляющие. Если чего-то нет. путешествие не состоится.

Надо минимизировать риски, все адекватно взвесить, обезопасить себя и поехать.

Что нужно делать для развития мототуризма в России?

Очень многое. Нужны специальные заправки, мотосервис, мотоотели, байк-посты, где люди могли бы ночевать, ремонтировать свои мотоциклы. Сегодня это можно сделать только в мотоклубах.

Кстати, моя рекомендация мототуристам - всегда иметь с собой спальный мешок. Палатку брать необязательно, а спальник желательно, чтобы ты всегда мог лечь на остановке и переночевать.

Расскажите о вашем проекте «Сел и поехал».

Проект нацелен, прежде всего, на популяризацию мототуризма - чтобы наши ребята меньше тусовались на Стрелке, чтобы люди были смелые и здоровые. А чем больше будет таких людей, тем нашим детям будет комфортнее жить.

Я хочу, чтобы ребята оторвались от компьютера и начали путешествовать. Неважно, на чем, и неважно, сколько у тебя денег. У меня хватало денег на велосипед - я купил велосипед и ездил на нем; появились на мотоцикл - езжу на мотоцикле. Смысл в том, что не надо себя сковывать какими-то суммами. А слова «вот если бы» - это просто причина не ехать.

Хочется, чтобы люди чаще ездили самостоятельно, не по туристическим путевкам на пляж, где все включено. Когда ты едешь каждый день, меняются города, дороги, пейзажи, еда, а самое главное - люди. Ты двигаешься, развиваешься. Вообще, я считаю, что туристы - более развитые люди, нежели те, кто не путешествует. Поэтому призываю всех путешествовать. а для этого надо просто сесть - и поехать. И для этого я подробно рассказываю о каждой своей более или менее интересной поездке.