«Дизайнер года» по версии AD — итальянец Алессандро Ла Спада: на Миланском салоне 2013 он представил новинки сразу для пяти ведущих мебельных марок. С ним встретилась Елена Немкова.

Алессандро Ла Спада – «самый неизвестный из известных итальянских дизайнеров». Он - серый кардинал, стоящий за одним из самых громких успехов мебельной индустрии последних лет. Это парадоксальный и яркий дизайнер, который не боится начинать всё сначала, да и вообще ничего не боится. Мы встречаемся в его миланской студии, и его интервью звучит практически как монолог, произнесенный по-южному темпераментно.

- Мне повезло: я из бедной семьи. Желание что-то иметь для меня означало необходимость это сделать. Еще мальчишкой я сконструировал себе велосипед, и постепенно желание придумывать и делать вещи стало физической необходимостью. Я наблюдал, как сохнет дерево, как ржавеет железо, как можно согнуть кусок металла - это были самые увлекательные игры моего детства.

В моей семье умение что-то делать руками очень ценилось. Мой дедушка был мэром крошечного городка - и сапожником. В белой кепке он был мэром, в темной становился сапожником.

Аварийное освещение http://led-st.ru/avarijnoe-osveshchenie обеспечивает безопасность людей при чрезвычайных ситуациях.

С таким вот происхождением Ла Спада начал работать в студии Sawaya & Moroni, и его сразу ввели в проекты замков и дворцов.

- Я н-и-к-о-г-д-а не проектировал однокомнатные квартиры, я сразу начал делать дворцы. Сумасшедшее и прекрасное время. Мне поручили следить за прототипами, и я открыл для себя всё разнообразие ремесленного мира Брианцы.

Но потом осознал, что отравлен таким “богатым” опытом, и решился на самостоятельное плавание. Мне пришлось подышать пылью в разных студиях Милана: у де Лукки, у Мендини. Однажды, расставляя у Дордони каталоги в библиотеке, я сказал себе: сейчас или никогда.

В это же время я начал сотрудничать с маркой Kundalini, для которой сделал какие-то абсурдные предметы типа стула для секса и пуфа для молитв в форме лотоса... Как ни странно, этот пуф понравился Филиппу Старку. Его же купила и Йоко Оно.

Однако у Ла Спады всё равно было чувство, будто он всегда приходит в момент, когда праздник закончился. Он знал великих людей, получал от них комплименты, но никак не мог наладить работу. Помог случай. На мебельной выставке в Вероне к крошечному стенду Ла Спады подошел человек, невысокий, экстравагантный, нахальный и с невероятной энергией. Незнакомец посмотрел работы Алессандро и заявил, что покупает всё. Это был культовый дизайнер Самуэле Мацца.

- Я, конечно, был счастлив, но время шло, а денег он мне так и не платил. Я пошел поговорить с Мацца по-сицилийски решительно. Встретил он меня словами: «Ты мне нужен».

Он предложил мне создать не просто коллекцию, которая включала бы в себя стол и диван, а интерьер целиком - от а до я. С этого и начался бренд Visionnaire.

- Мацца был одним из первых, кто решительно смешал моду, интерьер и дизайн.

- Visionnaire тогда был не маркой, а магазином и центром вечеринок. Мацца привел меня в свой мир, в мир гей-моды, знаменитостей, тусовок. Частенько со словами, что, мол, это ингредиенты для нашей истории, он приносил мне выкройки камзолов, фрагменты вышивок. Один из самых узнаваемых элементов бренда Visionnaire - резная ножка - родился из рукава. Годом позже, в 2004-м, с проектом “тотального интерьера” мы появились на выставке в Вероне, и это был настоящий аншлаг! На наш стенд стояла очередь! Потом начался стремительный взлет. Успех мебели Visionnaire был слишком быстрым. Я не считал экстраординарным то, что делал для Visionnaire. Но мы, например, полностью проектировали мебель для столовой за пять дней. Я понял, что не могу вынести таких интенсивных отношений, и взял паузу. После этого я часто отказывал компаниям, которые в желании повторить успех Visionnaire просили меня сделать что-то в этом духе.

Мне это уже было не интересно. Мне хотелось вернуться к ручной, ремесленной работе. Вернуться в детство, когда я мальчиком скучал на длинных мессах. Для меня церковь всегда была фантазийным местом, которое меня на многое вдохновило в дизайне.

В свободном плавании Ла Спада делал светильники для Milldue и La Murrina, мебель для Smania, тогда же его пригласила американская компания Environment Furniture нарисовать несколько предметов. “Я сделал какое-то количество незатейливых, в общем-то, вещей: стол с колесами, кровать, и... они тут же были скопированы всеми, кому не лень. Мне это польстило”. Та мебель была «экологичной», но с сильным средиземноморским акцентом.

- Она отражала историю моей семьи, дух Сицилии. Необработанные поверхности, грубые текстуры: там именно материя выходила на первый план и несла в себе как частичку arte povera, так и мою генетическую память.

- И как это уживалось со стилем Visionnaire?

- Не знаю, честно, не знаю.

- Наверное, это и хорошо, что существуют некоторые крайности в проектировании. Дизайнеру опасно ехать по накатанной.

- Да, необходимо стремление к смешению, которое, может быть, и загрязняет чистое и совершенное, но позволяет родиться чему-то новому. Взаимопроникновение разных миров - ключ к новому.

- Но ты же вернулся в Visionnaire.

- Да. И хотя теперь для Visionnaire работают и другие, например Симоне Микели или Роберто Лаццерони, мои проекты продолжают быть костяком. Могу сказать с некоторым нахальством, что хочу создать новую классику. В следующем году компания празднует десятилетие, и я размышляю не только над новыми коллекциями, но и участвую в планировании празднеств. И продолжаю работать самостоятельно. Сделал вот несколько интерьеров -было весело.

- О чем ты мечтаешь?

- Заниматься искусством. Хочу сделать свой арт-проект - уже начал, назвал Sandrino («Сашенька»). Но Visionnaire не оставлю, ведь это я нарисовал логотип марки, соединив фамилии всех, кто стоял у начала: Spada - Mazza - Cavalli, мы все там представлены в виде шпаги, булавы и лошадиной головы. Мы связаны воедино. И никуда от этого не деться.