«Внедорожные» Лада Калина Cross и Ларгус Cross, «асфальтовая» Лада 4x4 Urban.

На очередном собрании акционеров АвтоВАЗа пятый год подряд отказываются от выплаты дивидендов. Зато в фойе заводоуправления было выставлено три автомобиля с синими наклейками на лобовых стеклах — «Наше преимущество». В чем оно? В увеличенном клиренсе псевдовнедорожных универсалов Калина Cross и Ларгус Cross — и в очередной модернизации Лады 4х4, то бишь прежней Нивы.

Помните полноприводные Тарзаны — Нивы с кузовами от Самар? Вазовцы давно вынашивали кроссоверные идеи, а на Московском автосалоне 2007 года показали опытный универсал Калина 4WD — с двигателем 1.8, вискомуфтой в приводе задних колес, увеличенным на 15 мм клиренсом и оригинальной подвеской на подрамниках. А к 2012 году на рынок обещали вывести еще и полно-приводник Проекта С — по цене 450 — 500 тысяч рублей.

Но все эти проекты отринуты, а за новый образец (добровольно или по настоянию партнеров из альянса Renault-Nissan) принята концепция хэтчбека Renault Sandero Stepway. Техника этого автомобиля ляжет в основу серийного кроссовера по мотивам концепт-кара Lada X-Ray, подготовку которого завершают в Тольятти. Но параллельно созданы и «псевдовнедорожные» Калина Cross и Ларгус Cross — тоже с передним приводом, приподнятой посадкой и пластиковыми накладками на кузове.

Конструкция «кросс-Калины» уже утверждена, старт производства намечен на сентябрь. У обычного универсала с восьмиклапанником 1.6 (87 л.с.) измененные места крепления пружин и новые амортизаторы, которые вкупе увеличили дорожный просвет на 16 мм, а еще 7 мм дали 15-дюймовые колеса и более высокопрофильные шины. И если отталкиваться от измеренного нами реального клиренса стандартной Калины (165 мм), у Кросса просвет должен быть не меньше 188 мм. Правда, приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей остались серийными, а ведь условия их работы стали тяжелее.

«Укороченной» первой передачи (как у кроссовера Renault Duster) или блокировки дифференциала не предусмотрено, изменилось только передаточное отношение главной передачи — 3,9 вместо 3,7. Зато Калина Cross станет лишь на 20—30 тысяч рублей дороже обычного универсала, который сейчас можно купить минимум за 335 тысяч рублей. Версия Норма, очевидно, будет стоить около 380 тысяч рублей.

С оценкой спроса вазовцы осторожничают — в плане лишь 5—10 тысяч таких машин в год. Между тем только за четыре месяца этого года продано уже 14 тысяч обычных Калин-универ-салов, а, например, у того же Sandero на версию Stepway приходится почти половина продаж {6714 машин за четыре месяца).

Универсал Ларгус Cross на автобазар Енакиево выйдет только в ноябре. Зато месяцем раньше начнется выпуск Лады 4x4 в модификации Urban.

У нее новые бамперы в цвет кузова, иная решетка радиатора, боковые зеркала с элекроприводом и обогревом, электростеклоподьемники, новый руль и, наконец-то, кондиционер. Цена будет объявлена под конец лета.

Причем Лада 4x4 будет жить еще долго — президент АвтоВАЗа Бу Андерссон одобрил программу ее модернизации аж до 2018 года, включая работы по трансмиссии и внедрение нового восьми-клапанника 1.6 (ВАЗ-21116) от переднеприводных моделей с облегченной шатунно-поршневой группой и ременным приводом ГРМ. Даже в дефорсированном варианте он будет мощнее и тя-говитее нынешнего мотора 1.7.

Одновременно идут и работы над Нивой-3 — она получит новый вазовский мотор 1.8. В основу, видимо, ляжет нынешняя Chevrolet Niva: после дебюта в 2015 году Шеви Нивы второго поколения, которую в корпорации GM разрабатывают на иной платформе, вазовцы смогут распоряжаться своими агрегатами самостоятельно.

Кстати, конвейерная жизнь будет продлена и для Приоры даже после появления «наследницы» Весты — как минимум на четыре года. Запланированные до 2018 года нововведения: иной передок со светотехникой, измененное оформление салона, руль с электроподогревом, подвеска с отрицательным развалом задних колес и газонаполненными амортизаторами от «люксовой» Гранты, увеличенный вакуумный усилитель и доработанные колодки. Ну а первым этапом уже в начале августа станет запуск Приоры с роботизированной коробкой передач с одним сцеплением — это агрегат собственной разработки с инексом ВАЗ-2182.

А еще с июля АвтоВАЗ больше не вы-пускает автомобили «впрок» — только по фактическим заказам клиентов.