Коллекция «Романовы» - посвящение московского ювелира Петра Аксенова 400-летию императорской фамилии. Но нафталином здесь не пахнет. Если ранним утром в летний погожий день вы окажетесь на берегу олимпийского Гребного канала , в Крылатском, ваше внимание наверняка привлечет статный бородач, ловко управляющий байдаркой. Это московская знаменитость, ювелир Петр Аксенов. И борода, и байдарка появились в его жизни не случайно. Тридцатишестилетний Аксенов, коренной москвич и давнишний участник столичной богемы, последнее десятилетие пробовал себя в разных профессиях — был и ассистентом фотографа Михаила Розанова, и художником-оформителем, и стилистом, и даже начинающим богословом. Но по-настоящему, как он сам признается, нашел себя в двух ипостасях — ювелира и человека, заново изобретающего русскую старину.

Любимый период Аксенова — это последние десятилетия правления Романовых, царство Александра III и его сына Николая И. Та самая Россия образца 1913 года, которую мы потеряли, богатая и достойная, столыпинская и шаляпинская. Страна, которая должна была стать житницей Европы, светлой звездой XX века — но по трагической иронии истории сбилась с пути и показала всему миру отрицательный урок. Из этого увлечения Россией последних Романовых — и борода, и гребля, любимый вид спорта Николая II, и новая коллекция Аксенова, приуроченная к четырехсотлетию со дня основания династии Романовых, которое мы отмечаем в этом году.

В коллекции — кольца, броши, серьги, заколки, булавки из золота и серебра с эмалью, драгоценными камнями и жемчугом, а также камеи и инталии. На всех — символика царской России: двуглавые орлы, короны, портреты императора и наследников. Если крест, то пропорциями точно воспроизводящий георгиевский. Если подвеска — то в виде золотого николаевского империала, с профилем государя императора. Чешский гранат - единственный вид камня, лишенный примесей и пятен, славится своим изяществом и красотой. Из-за своей популярности, драгоценности из граната часто подделываются.

Самое большое впечатление производит тиара с пятью серебряными Вифлеемскими звездами, усыпанными жемчугом и сапфирами: ее асимметричный обод воспроизведен Аксеновым по лекалам, которые он нашел в архивах Кремля. Все украшения сделаны на фабрике в Костроме. «Это ювелирная столица России, — говорит Петр. — Здесь в каждой семье по ювелиру. К тому же меня привлек символизм иного рода: именно в окрестностях Костромы, в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, Михаила Романова избрали на царство».

«Царственный дом Романовых» — вторая большая коллекция Аксенова; первая, «Русские сказки», вышла два года назад вместе с его одноименным фотопроектом и имела огромный успех. Публика, по большей части молодая, с удовольствием заново узнавала, кто такие Лель и Вий, Царевна Лебедь и Иван-царевич — именно так были названы кольца и серьги. По словам Аксенова, такую цель он и ставил. «Картины Васнецова, сказки Бажова, фильмы Птушко и Роу — лучшее, что было создано в нашей стране, но знает ли об этом молодежь? Часто ли она бывает в Третьяковке или Оружейной палате? А ведь стоит там оказаться, как вы понимаете — у русских есть свой, особенный ювелирный стиль, непохожий ни на американский, ни на парижский, ни на японский». Эту-то русскую декоративность ювелир Аксенов и пытается заново сконструировать, взяв на вооружение современные технологии и опыт западных мастеров последних ста лет. «Если взять драгоценности династии Романовых в Алмазном фонде и посмотреть на их размер, то понимаешь, что их будет тяжело надеть даже в день свадьбы. Поэтому мне захотелось сделать украшения, по стилю напоминающие те времена, но адаптировать их под нашу современную действительность, — объясняет Петр. — К тому же орлы, грифоны, короны используются и другими королевскими домами».

К теме николаевского модерна современные дизайнеры обращаются нередко: вспомним хотя бы коллекцию «Принцесса Лукреция» 1994 года, с которой началась парижская карьера Джона Гальяно, или шоу «Chanel: Париж-Москва» 2008 года Карла Лагерфельда с кокошниками и двуглавыми орлами, где вместо святого Георгия — логотип Chanel. Вот и у Аксенова: если «Русские сказки» еще можно было провести по разряду иронии, то новая коллекция — это украшения более драматичные, проникнутые искренним чувством восхищения. Более сложные технически, они и стоить будут дороже «Сказок» — но все равно не настолько дорого, чтобы вы не могли себе их позволить. Это принцип Аксенова: девушка должна иметь возможность покупать себе украшения, не прибегая к помощи джентльмена, — пусть он и бросает к ее ногам целое царство.