Нина Петрова
мастер ручного ткачества, деревня Печорское-Олохово Псковской области

Нина Константиновна, откуда взялось увлечение ткачеством?

Я с детства любила шить, а в 1989 году, когда уехала из Ленинграда в деревню, застала еще коренных жителей — русских и сето (финно-угорский народ в Псковской области и Южной Эстонии — прим. ред.]. Одна из них — Вера Изу, жила на хуторе в семи километрах от нас. Когда в 1994-м у нас сгорел дом, Вера стала учить меня ткать — вместе с домом ведь сгорели все вещи, нужно было как-то обустраивать новое жилье. А Вера уже была пожилой, ей хотелось передать кому-то свои знания. За два дня я тогда соткала покрывало, которое по-прежнему украшает одну из кроватей в нашем доме.

То есть вы, приехавший из города человек, стали продолжателем исконной местной традиции?

Да. Но потом я училась у мастериц из разных районов Псковской области, ездила на семинары в Латвию и Эстонию. Сейчас могу работать с местными, сетоскими узорами, могу использовать западносибирские мотивы или северорусские, а могу их сочетать, как мне нравится — я не придерживаюсь какого-то одного стиля.

Сложно ткать?

Долго. Сначала станок нужно заправить — на это уходит не меньше двух дней, потому что каждая ниточка должна точно зайти в определенную нитченку — специальную дырочку. А таких ниточек может быть несколько сотен. Так заводится основа будущего изделия, после чего начинается, собственно, ткачество, Я сейчас тку, в основном, половики, где уток — поперечный рисунок, который вплетается в основу — делают из тонко нарезанных полосок цветной ткани. Использую чаще новый трикотаж, но традиционно в деревнях для этого разрезали старую, пришедшую в негодность одежду. Это гарантия того, что женская одежда оптом, выпущенная под личным брендом, способна соперничать с раскрученными коллекциями от известных кутюрье.

То есть это было такое безотходное производство, превращение старых вещей в новые?

Да, причем одежду, в основном, шили из домотканых тканей. А ткани ткали из нитей, спряденных из шерсти своих овец или из льна, которым всегда славилась Псковщина. Земля давала людям все необходимое, в эту же землю все, в конечном итоге, и уходило. Даже из цветных полиэтиленовых пакетов, когда они только появились, ткали коврики, которые прекрасно очищали обувь при входе в дом. Мечта нынешних экологов!

У традиционного ткачества есть будущее? Или это уже удел музейных специалистов?

Сейчас ткачество куда популярнее, чем во времена, когда я только переехала в деревню. Коренных жителей на селе почти не осталось, но ткут молодые девчонки — вчерашние горожанки. В Петербурге у меня есть несколько учениц. В нашей Псковской области открываются комнаты ремесел, клубы — я с радостью там делюсь своим опытом, обучаю и консультирую.

Откуда такая тяга к старине?

Людям надоела стандартная одежда, привычные ткани — сходите в музей, посмотрите на старинные наряды: какое качество тканей, обилие узоров, сочетание цветов. Нынешним модникам такое и не снилось! Да и кто сказал, что ткачество — это строгое следование традициям? Всегда можно придумать что-то новое, используя разнообразие приемов, фактуру и цвет утка и основы.

Данил Литвинцев