Черная стрела. Взлетит? Взорвется?

Себринг, Флорида, душный рассвет. Черный дротик-дартс летит по пыльной гоночной трассе. Неземная, причудливая - то ли Бэтмобиль, то ли вибратор, то ли Reliant Robin без крыши - стрела влетает в крутой левый поворот на скорости, которую моя мама называет "ну и носятся эти умалишенные".

Дальше происходит нечто удивительное. Бэт-Вибро-Робин не переворачивается, не вылетает, как граната, в поле и вообще не собирается убивать своего пилота. Вместо этого он выписывает грациозный дрифт всеми четырьмя колесами, корма рисует элегантную дугу, и автомобиль устремляется по прямой резким броском. Он проходит поворот точно как... гоночный автомобиль.

Эта новость может шокировать тысячи диванных инженеров. Когда Nissan DeltaWing месяц назад был представлен в Лондоне, они бросились объяснять в Интернете, почему он не поедет, даже с газ авто. Просто не может поехать. По законам физики, говорили они, DeltaWing будет проходить повороты, как Reliant Robin в руках Джереми Кларксона. Они говорили, он будет заваливаться. Но он не заваливается.

"Его ни в коем случае нельзя пытаться понять интуитивно", - ухмыляется Бен Боулби, инженер DeltaWing, заметив озадаченное выражение на моей физиономии. Бывший дизайнер Lola и IndyCar, Боулби наделен: а) изумительными бровями, б) несомненным инженерным гением, и в) беспредельным энтузиазмом. Необходимым, чтобы воплотить в жизнь такой проект, начав с эскиза на подставке под пивную кружку.

В 2008 году Боулби надоело ломать голову над постоянно ужесточающимся регламентом IndyCar и выискивать лазейки, которые позволят снять с круга несколько тысячных секунды. Он начал исследовать возможности сделать гоночный болид со скоростью IndyCar, но в котором вместо 600-сильного атмосферного V8 стоял бы тогда только-только родившийся "мировой мотор" FIA: 300-сильная 1,6-литровая "турбо-четверка", которая сейчас работает в WRC.

Решить это уравнение можно было только с помощью машины, которая была бы вдвое легче традиционного болида и имела бы вдвое меньшее лобовое сопротивление. Есть и положительная сторона, подсчитал он: такой болид съест вполовину меньше горючего, и шины проживут в два раза дольше.

Так родился DeltaWing - радикальный гоночный автомобиль, в котором от больших крыльев и спойлеров отказались в пользу малого веса, малого лобового сопротивления и малого расхода. В 2010 году Боулби показал свой проект боссам IndyCar, но им он показался слишком радикальным. Неунывающий Боулби направился в администрацию "24 часов Ле-Мана", чтобы убедить их, что DeltaWing - машина как раз для величайшей гонки на выносливость. Они согласились и дали DeltaWing попробовать себя в категории Garage 56: новая категория 2012 года для экспериментальных прототипов. Оставалось только найти двигатель. И вот в конце прошлого года Nissan согласился дать 300-сильный 1,6-литровый турбомотор от Juke и Qashqai.

Итак, TopGear пригласили на испытания одного DeltaWing. За рулем - Марино Франкитти, один из пилотов команды JIe-Мана. На палящем флоридском солнце и треснувшем бетоне Себринга все лопается, отваливается или дает течь - испытание в буквальном смысле.

"Мы только-только начали доводить все до ума, -признается Боулби. - Попроси кого-нибудь сконструировать концепт и за 80 дней подготовить его к старту в Ле-Маие, все скажут, что ты псих. Все ломается".

В металле - точнее, в карбоне - DeltaWing смотрится невероятно причудливо. За змеиной мордой с обиженным выражением торчат две крошечные передние шины. Каждая всего 10 см в ширину, а задние - шириной более 30 см. "Почему, - спрашиваю я у Боулби, -он не опрокидывается?"

"Все дело в центре тяжести, - объясняет он. DeltaWing весит всего 475 кг, основная масса смещена назад: 17,5/82,5. - Передок машины мы считаем одним колесом, так что крен контролируют задние колеса, на которых лежит весь вес. Центр тяжести нам нужен в широкой части, или получится Reliant Robin, который ужасно неустойчив". Robin заваливается на бок не потому, что он трехколесный. А потому, что весь вес у него приходится на переднее колесо, а не на широко расставленные задние. В DeltaWing все наоборот.

У такой компоновки есть еще одно преимущество -стабильность на прямой. "У этого автомобиля устойчивость, как у дротика для дартса, потому что у него очень мало сопротивления на носу, - говорит Боулби. -Зона аэродинамического сопротивления находится за центром тяжести, поэтому автомобиль устойчив. Звучит странно, но подумайте, что будет, если бросить стрелу задом наперед? Он сам себя выправляет".

Устойчивость на прямой обычно влечет за собой потерю ловкости в поворотах. Но не у DeltaWing, говорит Боулби. Из-за узеньких, как у 2CV, передних шин. У среднемоторных болидов весь вес позади центра, но передние шины у них обычно не намного уже задних. При резком торможении или в поворотах с большими перегрузками передок слишком сильно цепляется за дорогу, и корма начинает его обгонять. Поскольку контактные пятна шин DeltaWing соответствуют распределению массы, в поворотах он устойчив. "Можно сделать только то, что сделали мы - сузить переднюю колею", - объясняет Боулби. Обычные заднеприводные болиды в повороте полагаются на сцепление одного из передних колес. A DeltaWing может использовать оба. Первые тесты показали, что в поворотах он развивает 3 g боковой перегрузки.

Разве эти худосочные передние шины не делают DeltaWing склонным к сносу передней оси? Отнюдь.

Но шины и распределение масс не объясняют, как же Delta не взлетает. Без антикрыльев-то! "Он весь - антикрыло, - рассказывает Боулби. - Прижимная сила создается под машиной. У нее невероятно эффективное днище, создающее двойное завихрение. Обычных крыльев нет, они не нужны". Погодите-ка. Разве граунд-эффект не требует почти идеальной связи с трассой? Ухаб на дороге или турбулентность - и болид внезапно взлетает, как истребитель, разве нет?

"Было бы очень плохо, будь у DeltaWing малейшая склонность превращаться в самолет, - говорит Боулби. - Но автомобили, которые переворачивались в Ле-Мане, были совершенно плоскими снизу. А у DeltaWing очень маленькая площадь спереди: вероятность того, что его поднимет в воздух, минимальна".

Но почему, если DeltaWing - столь элегантное конструкторское решение, весь мир продолжает строить прямоугольные болиды? "Это инерция прошлого, -считает Боулби. - Наши сегодняшние действия часто определяют решения, принятые сотни лет назад".

Команде DeltaWing придется работать очень шустро, чтобы подготовить автомобиль к Ле-Ману. "Лучшим сценарием" первой гонки Боулби полагает доезд до финиша, но признает, что шансы на это "очень-очень малы". Команда поставила цель проходить круг по Сартэ за 3 минуты 45 секунд - это на 10% медленнее самого быстрого круга прошлого года, пройденного Audi R18 победителей, и быстрее, чем едут прототипы LMP2 с их пятилитровыми V8.

"У нас нет регламента. Мы можем увеличить мощность, если захотим, и поехать быстрее, - признается Боулби, - но это ничего не докажет. Доказывая, как
мало топлива и шин нам нужно, мы должны делать круг за 3 минуты 45 секунд. Это проиллюстрирует гоночные инновации".

А что после Ле-Мана? "Возможностей куча, - говорит Боулби. - Я надеюсь, что DeltaWing откроет новый раздел правил. Если автоспорт снова начнет вводить инновации и движущей силой станет эффективность, мы снова будем важны". Боулби говорит об этом с энтузиазмом: "В этой машине у нас есть приспособление, измеряющее скорость потока топлива. Вместо того чтобы контролировать, сколько воздуха забирает двигатель, регламентируя его объем или давление наддува, почему бы не сделать ограничивающим фактором количество топлива, которое мы сжигаем в секунду?"

DeltaWing необычайно экономичен. Он потребляет меньше половины горючего, сжигаемого LMP2 или IndyCar, и сопоставим с самыми экономичными дорожными гибридами по соотношению мощности на литр сгоревшего топлива. Очень полезно для гонок на выносливость. Да и вообще для гонок.

"Спортрегламент смог бы перейти от «медленнее, проще, менее эффективно» к «давай, валяй, жми», -говорит Боулби. - Не надо указывать, что болид должен быть такой-то длины, такой-то высоты, такой-то ширины, нельзя все раскладывать по полочкам. Никто не понимает эти чертовы правила. Они имеют смысл только для юристов. Ограничения по топливу - технология, на которой можно построить целый чемпионат".

Отличная идея: гоночный чемпионат, где единственное ограничение - максимальная скорость поступления топлива в двигатель. Кроме этого и пары основных требований к безопасности, можно все: гибриды, турбины, KERS, даже шестиколесные автомобили?

"Точно, - кивает Боулби. - Если все едут слишком быстро, урежь им литраж топлива в секунду: ограничь динамику и стимулируй экономичность. Только представь, чего потом народ напридумывает...

Источник: TopGear