Классицизм

Принято считать, что толчок к возникновению этого стиля (от лат. - «образцовый») дали открытия при раскопках на территории Италии древнеримских городов Геркуланума и Помпеев, погребенных под пеплом и лавой при извержении Везувия в 79 г. н. э. Пепел послужил естественным консервантом не только жилищ и мебели в них, но и многих второстепенных деталей быта того времени, в числе которых были украшения, лодочный ангар и целая библиотека папирусов. На волне вполне закономерного, хотя и несколько запоздавшего, интереса к этим открытиям и античному искусству возникает новая мода на архитектуру и мебель той далекой и забытой эпохи при ориентации в основном на греческие образцы, с идеализацией их и отказом от якобы грубой и современной реальности. Искусствоведы полагают, что этот стиль впервые в истории явился не плодом развития предыдущих тенденций, но был полностью введен сверху, по желанию. Во Франции - это эпоха Людовика XVI (правление 1774-1789 гг.) Разумеется, смена моды происходит не одномоментно, а занимает определенный период, и переход от рококо к классицизму также занял десятилетия. Образцом государственного устройства, а вслед за нею и стиля, становится республика, в которой все большую роль начинает играть стремительно богатеющая буржуазия.

Основными особенностями нового стиля становятся замена королевской пышности сдержанными античными формами, подчеркивание открытой конструкции каждого предмета мебели. Это и отказ от ножек-кабриолей, которые у столов и стульев становятся прямыми и начинают напоминать миниатюрные колонны с навершиями-капителями, и, в отличие от барокко и рококо, членение вновь ставшей плоской лицевой поверхности шкафов и комодов на самостоятельные части с их орнаментальной проработкой в виде резных и накладных медальонов и виньеток, и обильные чеканные бронзовые украшения в виде бантов, лент, гирлянд, фестонов, розеток. Кресла приобретают спинку в форме щита с прорезным сплэтом (рисунком в центральной его части). Данный стиль назван по имени мастера-мебельщика Хепплуайта.

Теперь бронзовые накладки перемещаются в основном на опорные элементы конструкции: ножки, царги, столбики. Маркетри получает дальнейшее развитие на декоративных фризах; карнизы приобретают все более сложные профили.

Основным мебельным материалом становится красное дерево тропических пород, в том числе кубинское махагони, которое по мере освоения рынка Индии заменяется более дешевым и менее качественным культивированным махагони из этой страны. Для украшения или создания декоративного эффекта используются также розовое, атласное и черное дерево. В моду входит позолота мебельных изделий, зачастую сплошная, а также отделка белым с частичной позолотой и цветными лаками.

Среди предпочитаемых предметов мебели - комод на высоких ножках с богатой орнаментикой, бюро с убирающейся цилиндрической крышкой, украшенной тонким тематическим набором из маркетри (работы Ризенера). На мебели впервые начинают применять рельефные вставки из двухцветного фарфора (белым по голубому фону), изготовленные на мануфактуре в английском Веджвуде, хотя также широко используются и бронзовые накладки, и многоцветные наборные маркетри.

Среди небольших столиков наряду с круглыми трехногими с небольшими проножками широко распространены такие, у которых имеются одна центральная опора и отходящие от нее три ножки с подушечками или звериными лапами на стопе, как правило, с откидной крышкой для удобства их хранения и сложным запорным устройством. Их верхняя платформа украшается резным бортиком с возвышающимися краями. Также широко распространены и консоли - специальные столики, которые можно поставить только у стены, так как у них отсутствует задняя часть, а часто даже и задние ножки, и которые по этой причине должны опираться о стену.

Кресла и диванчики получают мягкую пружинную основу с последующей набивкой конским волосом или морской травой, которые практически не сминаются и долго хранят приданную им форму сиденья. Зачастую форма диванов представляет собой ряд объединенных однотипных кресел, а кресла для защиты от сквозняков приобретают так называемые «уши» - боковые экраны на уровне
головы сидящего («вольтеровские» кресла). На спинках стульев и кресел популярен мотив лиры. Все чаще можно встретить также кресла с сиденьем и спинкой с плетенными из ротанга (род тропической лианы). Дамские туалетные столики становятся весьма сложными архитектурными сооружениями со множеством откидных дверец, полочек, выдвижных ящичков, поворотных зеркал. Они обильно украшаются ткаными и резными фестонами, головками купидонов и сюжетами из мифов. Кровати со времен барокко сохраняют торжественную пышность, сложные резные навершия, большие балдахины и драпировки, хотя обычай утреннего одевания в присутствии свиты ушел в прошлое. В моде, однако, кушетки с приподнятым изголовьем для легкой и непринужденной беседы хозяйки дома с гостями. Тем не менее в быту буржуазии появляются и кровати, все более похожие на современные, с высоким изголовьем, украшенным резьбой и молдингами, и низким изножьем с накладным орнаментом.

Для хранения белья используются многоярусные шкафы и комоды, стоящие на невысоких ножках, с выдвижными ящиками, отделанными тонко профилированными молдингами и резьбой.

Развитию и распространению этого стиля немало способствовал выход в свет в 1791 г. «Альбома рисунков для мебельщиков и обойщиков» Томаса Шератона. Приведенные в нем образцы были максимально утилитарны и вполне применимы, в отличие от ранее издававшихся альбомов вычурной и труднореализуемой мебели.

Ампир

Этот стиль (от франц. - «империя») связывают с годами правления Наполеона Бонапарта. Если поначалу он был ярым республиканцем, довольствующимся скромной военной палаткой и непритязательной одеждой, то с течением времени и по мере завоевания все большего влияния и обретения власти он меняет вкусы в пользу подчеркивания ее абсолютизма, а может быть, даже и тирании. Этим целям могли служить такие признаки насаждаемого им и его окружением стиля, как пышность, великолепие, даже театральность, истоки которых отыскиваются в наследии римских императоров, однако в переложении на язык парижского нувориша. Именно по римскому прототипу он присваивает себе сначала титул Первого Консула, а затем и императора. Вовсе не случайно в декор мебели возвращаются такие ликторские (ликторы - охрана римских консулов и императоров) атрибуты, как «фасции» - связки розог с топориками внутри, перевитые лентами, как знак власти над толпой.

Этот стиль весь направлен вовне, как бы напоказ, и особенно ярко проявился в украшении загородных вилл и дворцов как самого Наполеона, так и его ближайшего окружения. Основой его все-таки был классицизм, но еще более обращенный в седую древность. Театральность этого стиля подчеркивается такими элементами, как драпировки и балдахины в спальнях, кровати как высокие и монументальные ложа, тканая золотом обивка мебели и золоченая же белая мебель, треножники, служащие опорами для умывальных приборов, и кресла по образцу римских, с грифонами и женскими фигурами. В ходу перенесенные на мебель такие античные архитектурные формы, как пилястры, колонны, гермы (четырехгранные столбы, увенчанные головой бога Гермеса или фавна), изображения грифонов и сфинксов, прямые, а не кабриолями, ножки кресел в виде львиных лап. Как и в классицизме, господствует отказ от криволинейных передних поверхностей (комоды-«бомбе») в пользу плоских и прямоугольных, окруженных или расчлененных неглубокими профилями или молдингами. Отчетливо подчеркивается красота исходного материала, как правило, красного дерева тропических пород. Оно особенно хорошо сочетается с симметричными золочеными бронзовыми накладками, часто в виде крылатой богини победы Ники, В этот период для создания комодов с рядами выдвижных ящиков мастера стали использовать цельную широкую доску, разрезанную на отдельные части, что позволило сохранить единый рисунок текстуры, переходящий с одного ящика или части мебели на другие. Украшение инкрустацией становится непопулярным по причине дороговизны, поскольку основной круг заказчиков мебели формируют нувориши, создавшие свои состояния либо на войне, либо на скорых спекуляциях, с нею связанных, которым требуется то, что подешевле, но больше блестит. Б маркетри начинают все шире применять вставки из мрамора, золоченых керамических плакеток, севрского и веджвудского фарфора.

В круг тем для декоративной отделки вовлекаются военные трофеи, изображение победоносного оружия, а также мест военных побед Наполеона, в частности, египетских пирамид. Повсеместно детали интерьера украшаются неизбежным вензелем Наполеона - буквой «N» в лавровом венке. Часты прямые заимствования из седой старины - к примеру, греческий стул «клисмос», столики на одной ножке (геридоны), круглые сервировочные столики, туалетные тумбочки по сторонам кровати. Появляются и новые мебельные формы: книжные шкафы, горки, серванты и витрины для посуды, изящной формы кушетки-рекамье с приподнятым изголовьем, несколько вариантов хитроумных письменных столов и секретеров сложной конструкции. Популярны крупные, в рост человека зеркала-псише (по имени полубогини Психеи) с двумя симметричными резными боковыми опорами. Мебель и убранство внутренних помещений становятся подчеркнуто театральными, с обилием декоративных драпировок на кроватях, стенах, мебели. Паркетные полы из цветного наборного дерева и кессонные потолки напоминают образцы римских загородных вилл. Впервые появляются бумажные обои как замена дорогим тканым драпировкам. Однако мебель, воспроизводящая античные образцы, делается зачастую достаточно грубо и несовершенно.

В ходу использование тканых гобеленов и ручной вышивки для ширм, каминных и свечных экранов. Маленькие столики под цветы (жардиньерки), канделябры и подставки под рукомойники воспроизводят форму греческих алтарных светильников, урны или лиры.

Парадные кровати, снабженные балдахинами, приобретают форму ладьи или даже богато украшенного саркофага и устанавливаются на высокий постамент.

Пo-прежнему широко применяются бронзовые позолоченные накладные украшения, которые могут теперь сами по себе образовывать опоры кресел и письменных столов, подлокотников в виде лебедей с выгнутыми шеями. Однако в качестве дешевой замены бронзе начинают использовать и подделки под нее из папье-маше, в особенности в Австрии и Германии. Из этого достаточно недолговечного материала отливают в специальных формах маски животных, птиц и рыб, опоры-кариатиды, причудливых несуществующих морских животных. В какой-то момент бронзовое литье как вид отделки мебели, а также детали из серебра и литого стекла приобретают самодовлеющее значение, и из них начинают делать статуэтки и детали самой дорогой мебели. Стоит сказать и о том, что в этот же период в России развивается и так называемый русский ампир, толчок которому дала победа над Наполеоном. Началось активное строительство общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, а также восстановление сгоревшей Москвы, для чего были привлечены лучшие мастера из-за рубежа, в основном из Франции и Англии, и потому их творения носили отчетливые признаки породившей их культуры. Однако все чаще заказчики стали обращаться к отечественным архитекторам и художникам, и среди них первые - Василий Стасов и Карл Росси. Мебель того времени чаще всего изготавливалась из местных пород дерева - карельской березы, тополя и привозных - ореха, красного дерева; она окрашивалась в белый цвет и бывала покрыта вызолоченными резными украшениями. Несмотря на очевидное родство с
ампиром европейским, русский ампир во многих чертах весьма своеобразен. Знаменита мебель, которая производилась для собственных нужд в приусадебных мастерских подмосковного Останкино и Архангельского, а также выполненная на заказ в Москве и других крупных городах. Еще одно особенное явление, близкое по характеру, - это так называемый сталинский ампир, который характерен для пред- и послевоенного периода, когда для восстановления и оборудования в основном правительственных и административных зданий был предложен тяжеловесный и подавляющий стиль мебели из дорогих материалов, а сами здания получили декоративную отделку в духе соцреализма - скульптурные композиции с мощными фигурами рабочих, ученых, крестьян и студенческой молодежи. Самым ярким примером такого стиля может служить ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства с ее многофигурными фонтанами, дворцами, экспозициями, никак не отражающими быт тогдашнего городского и сельского населения.