Все мы стремимся вырастить из ребенка личность. В ход идут развивающие занятия, расширяющие кругозор прогулки и путешествия, книги, мультфильмы и поучительные беседы. Все это для того, чтобы развить в ребенке индивидуальность. Но внезапно чадо дошкольного возраста заявляет: «хочу быть как все!» и родители растерянно недоумевают: как же быть?

Прежде чем пенять на детсадовский коллектив, стирающий в ребенке индивидуальность, вспомните собственные слова: «Машенька, надень шапочку! Посмотри: все детки в шапочках!» Или «Ваня, пойдем домой, все ребя та уходят!» Аргумент «посмотри на других и сделай как они» часто становится дополнительным средством, когда хочется, чтобы ребенок сделал так, как нужно нам.

И желательно побыстрее.

В и тоге родители сами формируют у ребенка установку': то, что делают все - правильно и хорошо. Малыш делает логичный вывод: если я буду как все, я буду хорошим.

И начинает действовать согласно этому принципу. Особенно это характерно для детей покладистых, послушных, неконфликтных в принципе — и тех, кто совсем недавно пошел в сад, влился в новый коллектив.

Желание «быть как все» может выражаться у ребенка в выборе одежды, игрушек, манеры поведения. И здесь в каждом случае есть свои особенности.

ХОЧУ ТАКУЮ ЖЕ ИГРУШКУ!

Наличие игрушки, которая уже есть у остальных детей, может быть своеобразным пропуском в игру. И если ваш ребенок по натуре не лидер, который сам придумывает все игры и вовлекает в них остальных детей, такой пропуск будет ему просто необходим.

Большой ассортимент детских товаров: все для кормления, товары для мам, детские игрушки, детские кроватки, товары для новорожденных детей и многое другое со скидкой!

Что делать? Родителям важно поговорить с малышом и выяснить, для чего на самом деле ему нужна очередная машинка, пупс или конструктор. Одно дело, если дочке хочется популярную куму потому, что она увидела ее у подружки и позавидовала — и совсем другое, если в группе все девочки играют в этих куколок вместе. Во втором случае, лишая своего ребенка инструмента для коллективной игры, вы ставите его в уязвимую позицию изгоя, вынужденного обороняться. Это все равно, что отправить футболиста на поле без бутсов или теннисиста на корт без ракетки. Поэтому, если речь идет о какой-то недорогой игрушке, приобрести которую есть возможность, лучше не делать из этого проблемы и помочь ребенку стать участником обшей игры.

«ИЗ ОДНОГО ИНКУБАТОРА»

Дочь отказывается надевать платье, потому что «у нас гак никто не одевается».

Или, наоборот, настаивает на каком-то наряде, потому что «все девочки так ходят». Вряд ли стоит подходить к выбору наряда для ежедневного посещения сада только исходя из того, во что одеты все остальные. Но присмотреться к нарядам других все же стоит: не нужно одевать ребенка так, чтобы он слишком сильно выделялся из толпы. Оптимальный выбор - золотая середина. Пусть это будет в первую очередь удобная для самого ребенка одежда, в которой он будет чувствовать себя комфортно.

Что делать? Стоит предложить ребенку несколько вариан тов удобной комфортной одежды на выбор, предоставив ему возможность высказать свое мнение, проявить себя и свои индивидуальные предпочтения. Акцентируйте внимание на его собственном мнении: спрашивайте, какая футболка ему нравится больше, что хочет надеть дочь -сарафан или юбку? Не забывайте о симпатичных аксессуарах, именно они придают даже малышковой одежде неповторимый шарм и помогают малышкам (и малышам тоже) выразить свои вкусы.

КОНФОРМИЗМ СО ЗНАКОМ «ПЛЮС»

Детское стремление «быть как все» вовсе не является чем-то негативным. Это лишь способ социализации личности на определенном этапе. Всякому человеку — а маленькому ребенку особенно! - проще существовать в коллективе, адаптируясь к его правилам и установкам. В конце концов взрослые, приходя в офис или на деловую встречу, тоже принимают «правила игры» (дресс-код, корпоративная этика, манера общения) по умолчанию.

Родителям очень хочется, чтобы из малышей выросли успешные и многогранные личности. Но умение жить в обществе, успешно и гармонично взаимодействовать с другими людьми как раз является одной из характеристик такой личности.

Не желая идти на поводу у общего увлечения, будь то одинаковые пупсы или юбочки у девочек или машинки и бакуганы у мальчиков, родители ставят свое чадо в очень уязвимую позицию: «Кто не с нами, тот против нас». И если у ребенка изначально недостаточно сильный характер, он вполне может оказаться аутсайдером, «белой вороной», которой в коллективе придется довольно трудно.

Выстраивая «оборону» на отрицании («Мы не покупаем бакуганов, потому что ими увлекаются глупые дети, а ты не такой»), родители с самого начала воспитывают
в малыше снобизм, пренебрежительное и неуважительное отношение к чужим интересам. Высокомерное отрицание любого чужого увлечения гораздо более пагубно скажется на развитии личности, чем стремление стать как все.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Научите малыша уважать интересы и культурные запросы других людей. Пусть некоторые значимые для него и друзей игрушки и игры кажутся вам недалекими.

Не критикуйте! Совместите их с теми развлечениями, которые, по вашему мнению, способствуют развитию гармоничной личности — походами в театр, музей, чтением классики детской литературы. Возможно, воспитанный на шедеврах малыш очень скоро перерастет свой «примитивный» интерес к мультяшным сериалам и страшненьким игрушкам.

Самое эффективное воспитание — пример родителей. Выйдя на прогулку с сыном, папа собрал всех детей на площадке, чтобы поиграть в мяч? Сын будет горд - а еще обязательно сделает вывод, что заинтересовать других детей можно не только новым велосипедом или машинкой, но и умением придумать и организовать для всех интересную игру. Мама научила подругу вязать, и та восторженно демонстрирует самодельную кофточку? В какой-то момент маленькая дочка поймет, как здорово уметь что-то и делиться этим умением с другими.

Учите детей отличать свои желания от чужих с раннего детства. Очень важно, чтобы кроха учился сам принимать решения, а не шел на поводу коллектива. «С Ксюшей никто не дружит, и я не буду!» Услышав такое, попробуйте разобраться в ситуации вместе. «Почему никто не дружит с Ксюшей? Все считают ее плохой? А как считаешь ты? А тебе хочется с ней дружить?» Пусть ребенок высказывает свое собственное мнение, свои желания и учится опираться именно на себя.