За обедом мои коллеги играют «в смулю». Это мобильное приложение, музыкальный симулятор от заграничной компании Smule. По экрану быстро скользят светящиеся шарики, на которые надо вовремя нажимать: тогда звучит Бах, Моцарт или какой-нибудь саундтрек - что скачал, то и играет. Моторика, реакция, эрудиция! И гарантированное, неизбежное приобщение к искусству.

Разговоры о том. что можно считать искусством, а что нельзя, предлагаю перенести в киберпространство - например, на сайт нашего журнала, где можно и должно дискутировать. А здесь мы поговорим о том, как взаимодействуют искусство и технологии и что получается из этого тандема. В нашем сознании эти слова обычно противопоставлены друг другу как антагонисты или объединены какой-нибудь современной темой с приставками "супер", "мега" или "нано". На самом же деле, еще стоит поискать понятия более взаимосвязанные: технология - это ведь методика, а не только наука, воплощенная в оборудование. Специальные индивидуальные занятия по аэрографии, живописи, рисунку и иконописи - это открытие секретов творчества, шлифование навыков, познание нового и интересного, а не просто обучение основам, которым научит компьютерная программа. Это прогресс в действии, который нанимался с искусства. Когда первобытный художник камнем растирал охру в порошок, смешивал его с жиром, а потом рисовал на пещерной стене бизона, он отрабатывал первые технологии изобразительного мастерства, на которых в ближайшие тысячелетия построится не только живопись, но и некоторые сферы промышленности И если поначалу доминантой было искусство, использующее технику в своих целях (скажем, совершенствование музыкальных инструментов требовало активной инженерной мысли), то сегодня и техника использует искусство, чтобы стать популярнее. Так появляется "смуля", в которую играют мои коллеги. Однако до сих пор моменты смешения художественности с ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬЮ НЕОЖИДАННЫ, КАК ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ прямых, вызывают и восторг, и осуждение. В основном потому, что в этом коктейле видится либо опасность потерять "полезность" в погоне за "красотой", либо соблазн паразитировать на возможностях техники, рискуя погасить "огонь", мерцающий в сосуде".

Сейчас технология подразумевает уже не просто навык, а комплекс знаний. Самые наукоемкие из них: микроэлектроника, робототехника или атомная энергетика - объединены под именем высоких технологий Связи с искусством можно обнаружить, если "поскрести" любую из них. но наиболее близки к «высокому» все же компьютерные разработки.

Искусство, в свою очередь, всегда находится в поисках нового языка, новых средств выразительности, а одно из отличий актуального искусства - "заимствование" из других сфер. Особенно сильна эта жажда эклектики в переходной эпохе. Футуристическая музыка 20-30-х годов XX века обывателем воспринимается как промышленный шум: композиторы же "рисовали" звуками машин, станков и оружия новый мир. Урбанизм и конструктивизм торжествует и в изобразительном искусстве той эпохи, и в манифестах поэтов, предлагавших "сбросить Пушкина с корабля современности". Сегодня стремление к новому выражается в синхронизации искусства с техникой, создании гибрида, от которого можно всего ожидать. Результат так и называют - гибридное искусство: это и видеоарт, и вебарт, и саундарт. медиаинсталляция, медиаскульптура и медиаландшафт, оптические инсталляции и даже геопространственный рассказ. За сложными названиями простая суть: смешать то. что еще не смешивали, показать то. что еще не видели В качество первого примера вспоминается самая узнаваемая голографическая работа последних лет - портрет Елизаветы II английского светового художника Криса Левина (Chris Levine). Он делает инсталляции из лучей прожекторов и лазеров, экранов, голографий.

За голографию, кстати (точнее, за изобретение и развитие голографического принципа). венгерский физик Дэнош Габор (Denes Gabor) в 1971 году получил Нобелевскую премию. Когда-нибудь эта технология изменит скорость записи и принцип хранения информации, а пока она используется в устройстве дисплеев, а иногда и на сцене. Особенно интересно, когда персонажи-голограммы работают вместе с живыми артистами. - как это сделали Gorillaz с Мадонной.

Американца Джеймса Таррелла (James Turrell). который тоже работает со светом и пространством, можно назвать минималистом: его работы из серии Tall Glass (дословно - высокий стакан. - Ред.) состоят из светодиодов, меняющих со временем цвет. При этом кроме света (и цвета) вы не видите ничего.

Влияние технологий на общество хорошо отражают аудиовизуальные инсталляции американского художника Аарона Коблина (Aaron Koblin).

Его работы даже объединяют термином "инфо-эстетика". Специальное программное обеспечение обрабатывает, казалось бы, скучнейшую информацию. например, траектории самолетов, летающих над Америкой, которая визуализируется и превращается 8 цветную живую инфограмму.

Художник-инженер из Лондона Балинт Болит о создает не картины, а кинетические машины из стальных деталей и проволоки. А они уже "творят" произведения искусства - рисунки, гравюры. живописные полотна. Например. "Полицикл" построен на заданном программой движении «пера". Картины из-под этого пера выходят разные: изображение получается непредсказуемым, но не лишенным закономерности.