Кристиан Лубутен делает лучшие в мире туфли на шпильке. Он обожает женщин, Париж и балет А еще он только что запустил свою косметическую линию, начав с лаков для ногтей в фантастических флаконах. Numero встретился с дизайнером в его парижской студии, чтобы разузнать обо всем поподробнее.

Еле успеваю к назначенному времени на рю Жан-Жак Руссо. А ведь меня просили приехать чуть пораньше. Но, как водится, показ задержали чуть дольше, чем обычно, толпа журналистов пробиралась к единственному выходу чуть медленнее, а пробки оказались чуть длиннее. Неделя моды - сумасшедшая карусель. К счастью, это понимают все. В кабинете дизайнера легкий полумрак, как во многих французских домах, творческий порядок-беспорядок и прохлада. Мы усаживаемся за большой стол и после коротких приветствий приступаем сразу к тому, за чем пришли:

Расскажите мне про ваши лаки для ногтей. Почему вы вдруг решили перейти от ног к рукам?

Я никогда не интересовался собственно модой. Меня гораздо больше интересовали женщины, особенно танцовщицы. Я посвятил себя обуви, и главным моим вдохновением были девушки из мюзик-холла. А для шоу нужны туфли на каблуках. И именно каблуки придают женщине силу. Да, я думаю, все дело в них. И декоративная косметика - абсолютно то же самое.

Я француз. Вырос во Франции, среди женщин и преклоняюсь перед ними. Очень люблю! Мне нравится все, что делает женщину сильнее и, что важно, свободнее. Мне нравится мысль, что декоративная косметика позволяет выразить то, какой женщина хочет предстать перед другими - хочет ли она просто играть со своей внешностью или исправить в ней что-то, а может быть, сделать какой-то акцент. Средства красоты не зависят ни от бога, ни от природы - они в твоих руках, ты отвечаешь за свою красоту сама.

Вы собираетесь эту линию развивать?

О да, конечно! Это не случайность. Я называю это «первая ступень» - знаете, как у космического корабля. Я думаю о своей бьюти-линии как о ракете. Я долго этот космический корабль строил. Со временем он предстанет целиком. Процесс создания лаков занял два с половиной года. Сейчас я занимаюсь второй ступенью, потом последует третья.

Для меня это совершенно новая область, и нужно время, чтобы все заработало как надо. Я не хочу ничего обещать или доказывать, но все, что делаю, я делаю прежде всего для собственного удовольствия и удовольствия, которое я могу доставить женщинам. Иногда какие-то вещи занимают больше времени, чем рассчитываешь, но это хорошо, потому что я работаю над тем, что люблю, и не пытаюсь следовать трендам.

Кстати, в Интернет-магазине Modnasprava доступна новая брендовая обувь оптом женская, а так же мужская одежда от лучших производителей, следящих за качеством своей работы.

А если сравнивать Christian Louboutin Beauty с другими марками - в чем разница?

Ну вот, например, лак для ногтей. Я хотел сделать не просто лак, а объект, которым можно гордиться - прекрасную вещицу, которую хочется поставить перед зеркалом. Я думаю, что, если можно не делать вещей, которые не украшают мир, лучше этого не делать.

А что для вас уродливо или некрасиво?

Это необязательно что-то визуальное. Первое, что приходит мне в голову при слове «некрасиво», -это манера себя вести. Вульгарность.

Вы всю жизнь создаете обувь и очень близки к миру моды: вам никогда не хотелось сделать коллекцию одежды?

Мне это неинтересно. Я человек, зацикленный на деталях. Если вы занимаетесь чем-то серьезно, нужно на этом полностью сконцентрироваться. Это как балет. Русские балерины, преподававшие в Париже, заставляли своих учениц повторять одно и то же движение до бесконечности. Это касается любой работы. Страсть - это первое слово для хорошего дизайна, а усидчивость - второе. Чтобы делать что-то хорошо и долго, нужно постоянно тренировать руки. Без этого не будет легкости.

Вы делаете много эскизов? Сколько из них идет в мусорную корзину?

Ох, я не знаю. Скажем так: я делаю примерно 300-400 набросков. Примерно двести из них идет в работу. Коллекция начинается с двухсот эскизов.
Потом появляются уточнения, варианты. А в итоге получается 230-240 моделей.

Нужно ли вам мнение со стороны, чтобы понять - получились туфли или нет?

Мне не нужно ничье мнение. Я слушаю, что говорят другие, но не для того, чтобы понять, хорошо я сделал или плохо. Дизайнер должен сам все понимать. Если вы не верите в то, что делаете, лучше заняться чем-то другим.

Вы делаете много коллабораций с другими брендами, с Олимпией Ле Тан например. Что нужно для того, чтобы вы на это согласились?

Знаете, когда я только открыл магазин, первые года полтора проводил в нем все время, и часто заходили клиентки, которые искали что-то очень специальное. Помню, ко мне в магазин зашла одна знаменитость и сказала: я хочу, чтобы вы сделали это так, а вот это эдак, но я ответил: я не сапожник. Вам нужно пойти к сапожнику, и он сделает вам точно то, что вы хотите. Вам же не нужны мои идеи - у вас есть свои, и вам нужен кто-то, кто их воплотит. Идите к ремесленнику. И дал ей адрес хорошего сапожника. Так что, если у вас есть собственная яркая идея и нужен ее исполнитель - это не коллаборация. А я дизайнер - в этом вся разница. Для хорошей коллаборации должно быть полное взаимное понимание, кто за что отвечает. Это раз. И потом должна быть личная симпатия. Мне должен нравиться сам человек и, конечно, его дизайн и общий посыл.

Мне очень близка Олимпия. Вы знаете, что ее папа был иллюстратором? Она напоминает мне Эльзу Скиапарелли. Мне нравятся эти образы 30-40-х, театральность ее коллекций, все эти девушки-куколки. Во всем этом есть особая сексуальность.

А у вас нет ощущения, что в последнее время сексуальность выходит из моды? Все носят кроссовки, биркенштоки, слиперы и тому подобное, даже в Москве, где женщины всегда предпочитали высокие каблуки. Как вы думаете?

Ну, во-первых, я ничего такого не замечаю. Я уже практически год как не был в Москве, не знаю, как там, но здесь, в Париже, по-прежнему много женщин на высоких каблуках. Вот разницу в стиле я замечаю, но это другая история. Женщины по-прежнему носят каблуки. Недавно я был в Калифорнии и не видел ни одной женщины в обуви на плоской подошве. Мне кажется, мир моды слишком зациклен на своих представлениях - что модно и что немодно, на придуманных трендах, но реальность, которую я вижу по продажам в наших бутиках, такая: каблуки 12-14 сантиметров - бестселлеры. Так что нет никаких сомнений - женщины по-прежнему обожают высокие каблуки.

Это правда. Когда я иду мимо вашего бутика на рю Сент-Оноре, там всегда очередь. Это единственное место в Париже, где очередь на улице.
Обычно там более-менее тихо в понедельник.

И я продолжу отвечать на ваш вопрос: я ничего такого не замечаю. Все вокруг говорят, что теперь носят кроссовки. А для меня нет ничего более уродливого, чем женщина в кроссовках. Во время Недели моды вы видите множество людей, которые считают своим долгом следовать всем идиотским трендам из журналов, но в обычной жизни ничего не меняется. Я думаю, сегодня высокие каблуки - не столько элемент моды, сколько часть культурной традиции. И еще это психологический феномен: женщины ниже мужчин - это факт, в любой стране. И каблуки для женщин - это возможность подняться, стать выше. Я заметил, что женщины не хотят спускаться с каблуков вниз по причине, которая не имеет никакого отношения к моде: каблуки ставят их на один уровень с мужчиной. Они их структурируют, меняют угол зрения, выстраивают отношения с мужчиной.

Вы смотрите на мужчину не снизу вверх, а глаза в глаза.

Абсолютно верно! Вы разговариваете не с божеством и господином снизу вверх, а с обычным человеком, на равных. Об этом мне говорят сами женщины. Я запомнил, как одна из них мне сказала: «Знаете, я купила пару туфель в вашем магазине, и они принесли мне удачу. Я работаю, и мне нужны высокие каблуки, ведь хорошие отношения, которые у меня сложились с боссом, - результат того, что мы смотрим друг другу глаза в глаза».

И я очень хорошо это понимаю. Сегодня свобода заключается в том, что вы в любой момент можете подняться с плоской обуви на каблуки и спуститься обратно. Так что говорить, что время высоких каблуков вышло, что это немодно, будет неправильно.

А замечаете ли вы перемены в том, какую роль сегодня в жизни людей играет секс?

Я думаю, что явное помешательство на сексуальности, конечно же, идет на спад. Но мне кажется, это имеет больше отношения к одежде, чем к обуви.

А как для вас связаны сексуальность и красота? Как вы к себе относитесь? На сколько лет себя чувствуете?

Мне 50, и я чувствую себя на свой возраст. Я совершенно не ощущаю себя тинейджером или ребенком. Я всегда хорошо себя чувствовал в своем возрасте: когда мне было 20, мне нравилось быть 20-летним, а в детстве нравилось быть ребенком. Когда мне было 20, я обожал ходить в клубы и казалось, я буду тусоваться всю жизнь.

Но вы по-прежнему ходите в клубы.

Нет. Хотя я люблю танцевать и иногда хожу танцевать.

Мой знакомый видел, как вы танцевали в «Максиме».

Точно! Я танцевал в «Максиме». Но это было почти год назад. Иногда я хожу в клубы, правда. Бывают поводы, вечеринки, но я не club kid. Вот что я имею в виду. Реальность в том, что в моей жизни ничего не изменилось. С тех пор как я начал работать, не изменилось ничего. Я живу той же жизнью, которой жил всегда.

Какое время дня для вас самое лучшее?

Утро. Когда я еще не устал и только что пришел на работу. Знаете, я всегда просыпаюсь в очень хорошем настроении. Я счастлив в ту самую секунду, когда открываю глаза. Мне даже не нужен кофе, чтобы проснуться.
Во сколько вы обычно просыпаетесь?

В шесть тридцать, в семь. Я люблю рано вставать.

И первое, что вы делаете...

Ко мне приходит тренер, и я около часа занимаюсь.

А что для вас значит Париж? Что это значит: быть парижанином?

Это много значит. Париж - без сомнения, место, в котором очень много чего происходило и происходит. С точки зрения культуры это невероятно богатый город. Он самодостаточный. Если вы родились в Париже, вам уже никуда не нужно ехать за вдохновением.

Кристиан Лубутен тридцать лет назад и Кристиан Лубутен сегодня - какая разница между этими двумя людьми? Каков ваш главный опыт и главный урок в жизни и в профессии?

Знаете что? Важность продолжения. Важность сверхзадачи. Я делаю туфли и не вкладываю в них никакого особого смысла, но в то же время этот смысл есть: сделать женщину сильной. А что касается продолжения, в профессии можно существовать долго, когда людям нравится твоя работа, когда они в твоей работе узнают себя. Так что важен не только собственно дизайн, но и смысл, который вы вкладываете в то, что делаете. Даже в такой, по общему мнению, легкомысленной сфере, как мода. За последние десять лет у меня появилось множество поклонниц, которые носят мои туфли, и они покупают не просто пару туфель, а свободу и чувство реальности. Я человек, делающий для женщин туфли, в которых они не только прекрасно выглядят, но еще и чувствуют себя свободными. Это очень важное послание. И когда я общаюсь с женщинами, вижу, что они считывают его безошибочно.

Опишите себя в трех словах.

Энтузиаст. Это раз. Энергичный - два. И правдивый-три. И еще... игривый.